В майские праздники в Сангаре в торжественной обстановке было отмечено завершение первого этапа строительства моста через Первую речку. В целом для республики это событие могло бы остаться незамеченным. Но для жителей поселка, района оно имеет жизненно важное значение.
Дело в том, что мост через Первую речку - символ начала возрождения поселка. Не только потому, что здесь за последние десятилетия не было построено ни одного сколь-нибудь крупного сооружения, но и потому, что теперь районный центр, разделенный Первой речкой, стал единым населенным пунктом.
Интересно, что эта речка для людей испокон веков была препоной. В буквальном переводе с эвенского она так и называлась - Перегородка. И всегда через нее сооружались разного рода переправы. Потом строились мосты, с каждым разом все более мощные, даже бетонные. Но все они в конце концов переставали действовать под разрушительным напором весенних вод.География поселка такова, что с одной стороны он ограничен могучей Леной, а с противоположной - большим озером Абычча, из которого и вытекает речка. А за ней находятся аэропорт, нефтебаза и дачное хозяйство.Весной прошлого года старый мост был снесен полностью. Наша газета об этом сообщала. Были опубликованы и фотографии людей, которые переправлялись через речку в буквальном смысле слова с риском для жизни, балансируя по-над водой по перекинутым через поток бревнам. Тогда жители поселка, руководители района завалили письмами с жалобами и требованиями все инстанции, от районных и республиканских до федеральных.Всем было ясно, что мост необходим. Но нужны были средства и предприятие, которое взялось бы за эту работу и было способно ее выполнить до очередного половодья. А главное, нужно было принять решение.Неофициально оно было принято еще в прошлогоднее половодье: да, мост нужно строить. Заказчиком объекта определено Управление по эксплуатации автодорог РС(Я), возглавляет которое почетный дорожник России Анатолий Ветошкин. Начальником государственного учреждения «Служба спасения РС(Я)» Евгением Барышевым был предложен и генподрядчик - ЗАО «Транссахамост», которым руководит заслуженный строитель республики Василий Мазур. Кстати, Евгений Васильевич и посоветовал сделать именно регулируемое водосбросное сооружение.Василий Никитович, соорудивший более тысячи мостов, в том числе на БАМе, АЯМе, в Якутске и ряде районов республики, сразу же занялся необычным проектом и увлек им своих коллег и помощников: главным инженером стал Алексей Грегуль из Орла, а исполнительным директором строительства - Геннадий Желдак из Нерюнгри.Подготовка к строительству началась в июне прошлого года, когда еще не было на правительственном уровне окончательного решения о начале строительства. А проектировщики уже обсуждали шесть вариантов конструкции, и в июне на месте будущего моста уже начались подготовительные работы.По сути дела Василий Мазур пошел на коммерческий риск, вкладывая в будущую стройку средства предприятия без определенной гарантии их возврата. И оказался прав. Распоряжение правительства республики о сооружении моста было принято. Оно вышло в октябре, когда финансовый мировой кризис уже вовсю гулял по миру.Для строителей задел, сделанный летом, был весьма кстати. Но все-таки наиболее ответственные работы пришлось выполнять при низких температурах. Тем не менее это дало возможность соблюсти график и закончить первый этап строительства в запланированные сроки - конец апреля - начало мая 2009 года. Что позволяет с полной гарантией предотвратить угрозу затопления поселка. Особенность моста в том, что он не только средство переправы, но одновременно и плотина, защищающая поселок от напора воды с реки Лены. А поток, проходящий под мостом, регулируется шандорным устройством. Это позволяет обновлять воду в озере, пропускать в него рыбу на нерест и защищать поселок от подтопления. Такие конструкции в республике еще не использовались. И сегодня они успешно проходят испытания.В день завершения первого этапа строительства руководители поселка разрезали символическую ленточку, а честь разбить бутылку шампанского о бетонные своды моста была предоставлена исполнительному директору строительства Геннадию Желдаку. Почти полгода он находился на стройке, что называется, безвылазно.С теплыми словами в адрес строителей выступили глава района Семен Терехов и исполняющая обязанности главы поселка Татьяна Григоренко. Особую благодарность они выразили руководству республики за то, что в сложный период дефицита средств оно приняло решение о строительстве этого объекта и выполняет его до конца. Это особенно важно для всех жителей района и поселка. Для них это служит своего рода гарантией, что поселок, район будут жить и развиваться после всех передряг смутных девяностых годов.Нелишне отметить, что к строительству моста были привлечены местные жители, которые обеспечены здесь работой до осени. Вскоре после торжества ход строительства моста «проверил» депутат Государственной Думы Михаил Эверстов и остался им удовлетворен. Он отметил, что сооружение моста - это одна из противопаводковых мер, которая осуществлена своевременно и качественно.
Якутск—Сангар—Якутск
«Якутия» №85(31557) 16 мая 2009г.